Новости

Все новости
Александр Давыдов: от «Чапаева» к Куросаве
Интервью23.06.2025 18:36Диляра Тасбулатова

Александр Давыдов: от «Чапаева» к Куросаве

Диляра Тасбулатова

 

Поскольку кино искусство синтетическое,  вобравшее в себя и литературу, и театр, и живопись,  то мнение о нем людей, вроде бы напрямую к нему не относящихся, всегда интересно.  Взгляд интеллектуала со стороны может порой выявить нечто большее, нежели точка зрения причастного. Журналист и кинокритик Диляра Тасбулатова задала несколько вопросов Александру Давыдову главному редактору «Комментариев», лучшего, по мнению энциклопедии Британника, интеллектуального журнала России, один из номеров которого был посвящен кино. 

Досье: Александр Давыдов (настоящая фамилия  Кауфман) родился 15 февраля 1953 года в Москве, в семье известного поэта и переводчика Давида Самойлова. Русский прозаик, переводчик, издатель. Член Русского ПЕН-центра. В 1975 году окончил факультет журналистики МГУ. Был одним из основателей и руководителей (вместе с В. Кавериным и Г. Ефремовым) редакционно-издательской группы «Весть», объединившей в конце 1980-х гг. либерально-шестидесятническое крыло советских писателей: Б. Окуджава, Ю. Черниченко, В. Быков и др., а также главным редактором одноимённого альманаха (1989), ставшего первым независимым изданием в СССР.

На рубеже 1990—2000-х гг. был главным редактором издательства «Прогресс».

С 1992 года издавал культурологический журнал «Комментарии», публикующий поэзию, прозу и научные статьи современных русских и зарубежных авторов.

— Вы писатель, но, судя по блестящему номеру журнала «Комментарии», посвященного кинематографу, к кино вы испытываете большой и, скажем так, интимный интерес.  Вы, говорят, еще и отъявленный киноман, но и это не всё. Ко всему прочему, вы еще и написали сценарий (линчевский по настроению — прим. авт.). Поэтому начну с литературно-кинематографического вопроса. У вас, я помню,  проскальзывала такая «крамольная» мысль, что кино в ХХ веке могло  не просто сравняться с литературой (хотя оно гораздо моложе), но и порой чуть ли не одолеть ее. Разумеется, в лице великих — Бергмана, Мидзогути, Брессона и прочих. То есть за какие-то полвека, уже к шестидесятым, уровень осмысления  философских проблем был очень высок. Прокомментируете подробнее? 

  Да, это удивительно. По историческим меркам почти мгновенно кинематограф прошел путь от ярмарочной забавы до высокого искусства. Уже в 20-е годы возникло «элитарное» кино: взять хотя бы такие фильмы, как «Антракт» Рене Клера и «Андалузский пес» Бунюэля. Правда, стремительному развитию кинематографа помогал опыт других искусств. По аналогии с Ренессансом в живописи 20-е годы можно назвать треченто кинематографа, 30-е его кватроченто, а с послевоенных 40-х наступил «золотой век» кино, сошедший на нет где-то в середине 70-х. И потом, конечно, были блестящие фильмы, хорошие режиссеры, но все-таки это несравнимо с «золотым веком», когда снималось десять мировых шедевров в год, при этом казалось еще и маловато. Как-то я попробовал подсчитать количество режиссеров, способных создать и создававших в 40-е начале 70-х те самые шедевры. Насчитал около сотни в разных странах. Кого-то наверняка и упустил.

Придирчивые кинолюбители вроде меня сетуют на нынешний упадок ؙ  в сравнении  Но что ж поделать? Любой ренессанс не вечен, рано или поздно выдыхается. А нового, может быть, придется ждать еще столетия.

 Меня интересует вопрос критериев: считалось, что, мол, ерунда, мейнстрим может сосуществовать и с большими авторами. Однако мейнстрим сейчас пересиливает. Не знаю, может, он и в литературе пересиливает тех, кто считался властителями дум. Как полагаете?

 Раньше не существовало пропасти между массовым кино и так называемым авторским кино. Ну, например, вся Европа в 50-е была заворожена итальянским неореализмом, Феллини и Антониони. Но не только еще и  Бергманом, Куросавой и пр. Великие авторы  были в ту пору действительно «властителями дум». В Голливуде, конечно, и в те времена от фильма заведомо требовалось быть кассовым,  способным  привлечь миллионы, вместо бара и бейсбола. Но в период расцвета Голливуда, как мы помним, там было много мощных режиссеров, способных сочетать массовость с искусством, несмотря на некоторое, с точки зрения европейца, простодушие, иногда, впрочем,  симулированное... Любопытно высказывание кинокритика, где-то в конце 60-х объяснившего  провал в прокате фильма Крамера пожалуй, самого умного американского режиссера,  тем, что он снимает серьезные фильмы, а серьезность сейчас вышла из моды. Так наметился  и постепенно ширился разрыв между кинематографом  «для умных» и «для всех». Нечто аналогичное произошло и в литературе, где «властители дум» тоже ныне отсутствуют. Только, может быть, это не так заметно, учитывая интернациональность кинематографа.

— К началу 90-х великие кинематографии Франция, Америка, Европа в целом — вдруг начала терять свои преимущества: центробежные силы стали превращаться в центростремительные, появилась, скажем,  румынская новая волна, да и казахская появилась. И это не только знаменитая «Игла», но и другие фильмы, получившие призы на европейских фестивалях. Китай, долгие годы находившийся под властью диктатуры, вдруг блеснул двумя великими именами Чжаном Имоу и Ченом Кайге. Давняя мысль Бертолуччи, что кино может говорить только на французском (в смысле понимания природы этого искусства) не оправдалась. Выяснилось, что на любом может. И как может!  

Ну да, когда великие кинематографии заметно выдохлись, едва ли не больший интерес стали вызывать прежде маргинальные китайская, иранская, румынская, финская. И казахстанская тоже. Почему? Тут можно строить гипотезы. Может быть, дело в свежести, незамыленности взгляда режиссеров, причём усвоивших уроки великого европейского и американского кинематографа. Возможно, и потому, что серьезность в этих странах ещё не успела выйти из моды. При том что при диктатуре или даже тоталитаризме, как вновь подтвердилось, вполне возможно снимать фильмы мирового значения. Мы помним, что и в СССР, и в коммунистической Восточной Европе кинематограф  самое, казалось бы, подневольное, хоть и «важнейшее» из всех искусств, тоже знал свой золотой век. Что, по-моему, еще не нашло внятного объяснения.

Повлияло ли ваше увлечение кино на вашу прозу: например, искусство монтажа?  Мне кажется, многие большие писатели в ХХ веке стали писать «монтажно», когда действие происходит сразу в нескольких местах, перекликаясь.

  Как писатель я всегда избегал литературных влияний, считая, что переливать из литературы в литературы дело бессмысленное. Больше учился у других искусств музыки, живописи. И у кино тоже, стараясь передать в прозе ритм и зрение Феллини или Бергмана. Влияние кинематографа на литературу очень сложная тема, не возьмусь сейчас ее развивать. Хотя мне лично это влияние заметно у многих крупных писателей, от Льосы до Модиано.

Кто из великих произвел на вас самое сильное впечатление? Отразится ли их искусство на следующих поколениях, они ведь, думаю, обогатили всё искусство, да и философию тоже, той образностью, которая несвойственна никакому другому виду искусству, кроме искусства движущегося изображения.

 Все дети и подростки советской эпохи мечтали попасть на фильмы «до шестнадцати». Тогда запрет был строгим, и мы воображали себе какие-то бездны эротики.  Но я был довольно крупным подростком, поэтому меня впервые допустили на «фильм до шестнадцати» года за три до указанного срока. Это было в каком-то клубе, где билетёры бывали почему-то не так бдительны. А в клубах тогда в основном показывали «сложные», не массовые фильмы. Короче говоря, первыми заветными фильмами, которые я посмотрел, стали «Расёмон» Куросавы и «Земляничная поляна» Бергмана. С эротикой там, как оказалось, не очень, но и без нее они потрясли подростка, воспитанного на «Чапаеве» и «Трактористах». Уже не помню, как я тогда это для себя сформулировал, но мир открылся мне во всем своём трагизме, глубине, таинственности. С тех пор я влюбился в кино. И любимыми режиссерами так и остались Бергман, Куросава, Феллини, «Дорогу» и «Ночи Кабирии» которого я вскоре посмотрел тоже в каком-то клубе. Много позже добавились названные вами Брессон, Мидзогути и много кто еще. Такого сильного впечатления из ныне живущих режиссеров на меня не произвел никто  

Возможно, наступил перерыв, усталость искусства кино от собственного величия. Вон греческие режиссеры ереживают, что их страна, колыбель цивилизации, стала второстепенной. И перерыв там длится лет тысячу,  если не больше. Дайте время.
Вполне возможно. Дождемся ли второго взрыва, вот в чем вопрос.
Ну дождутся другие, что радует.
Будем  надеяться.  
«140 баллов»: Ален Ниязбеков сегодня хулиганил в школьном дворе. Что заставило его разбить тарелку?
Новости12.07.2025 12:25Алексей Гостев

«140 баллов»: Ален Ниязбеков сегодня хулиганил в школьном дворе. Что заставило его разбить тарелку?

Геройская фантастика «Супермен»: женить «Стражей Галактики» и мужика в трико
Рецензии13.07.2025 05:33Дмитрий Мостовой

Геройская фантастика «Супермен»: женить «Стражей Галактики» и мужика в трико

«Игра в кальмара»: финал о неизменном праве выбора
Мнения11.07.2025 07:09Аделия Амраева

«Игра в кальмара»: финал о неизменном праве выбора

Фестиваль в Дананге: интересный взгляд на кино Вьетнама и новые призы для Центральной Азии
Мнения10.07.2025 08:05Гульнара Абикеева

Фестиваль в Дананге: интересный взгляд на кино Вьетнама и новые призы для Центральной Азии

С голливудскими звёздами и «паровозиком»: в Астане стартовал крупнейший Comic Con Центральной Азии
Новости10.07.2025 06:57admin

С голливудскими звёздами и «паровозиком»: в Астане стартовал крупнейший Comic Con Центральной Азии

Эта неделя в истории кино: «Начало» и Ким Бейсингер
Новости09.07.2025 10:04admin

Эта неделя в истории кино: «Начало» и Ким Бейсингер

Кинофестиваль стран ШОС признал лучшим актёром казахстанца
Новости08.07.2025 03:43admin

Кинофестиваль стран ШОС признал лучшим актёром казахстанца

«Чингис-Хан» – первый фильм, созданный с помощью ИИ
Новости07.07.2025 18:00admin

«Чингис-Хан» – первый фильм, созданный с помощью ИИ

Скучная фантастика «Мир Юрского периода: возрождение»: новые динозавры, старые проблемы
Мнения07.07.2025 06:27Жанкелди Омиралиев

Скучная фантастика «Мир Юрского периода: возрождение»: новые динозавры, старые проблемы

Плёнка vs цифра: зачем Дени Вильнёв портит кадр
Киноман06.07.2025 12:10Владислав Дорохов

Плёнка vs цифра: зачем Дени Вильнёв портит кадр

КОММЕНТАРИИ

Avatar