Мнение
Все мнения
Устаревший фарс «Қызыл дамбал»: красный флаг казахстанского кино
Оценка автора: 2 из 10
Жанкелди Омиралиев
Один из наиболее ярких представителей «Казахской новой волны» 59-летний Амир Каракулов снял фильм про женщин из аула, подвергнувшихся насилию и объединившихся в банду мстителей. Картина с треском провалилась в прокате, окончательно похоронив веру в мастеров прошлого.
Мы до сих пор с трепетом вспоминанием «Казахскую новую волну», зародившуюся ещё в 1980-е и оставившую неизгладимый след в истории отечественного кинематографа. Даже несмотря на то, что прошло уже много лет, и выросло целое поколение талантливых казахстанских режиссёров, которых можно назвать следующей волной. А представители той, прежней эпохи, увы, давно не снимают ничего стоящего. Кто-то до сих пор просит деньги у государства, кто-то ушёл в преподаватели, а некоторые и вовсе растворились во времени.
Амир Каракулов был одним из главных представителей «Казахской новой волны». В 1991 году он дебютировал с драмой «Разлучница», взявшей приз ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале. Потом были не менее мощные «Последние каникулы» (1996) и «Не плачь» (2002). В 2009 году он попытался снять что-то современное, однако фильм «Нереальная любовь», переименованный в «Виртуальную любовь», шёл на экраны три года, ещё больше устарел (будучи в принципе не особо оригинальным) и не сумел пройти проверку временем и зрителем. И вот спустя полтора десятилетия Каракулов решил попробовать снова вернуться в большое кино.
Как и «Виртуальная любовь», «Қызыл дамбал» – это старомодный фильм на актуальную тему. История женщин из аула, переживших абьюзивные отношения и харрасмент со стороны мужчин. Кого-то домогается начальник на работе, кого-то бьёт муж, кто-то терпит плохое отношение в браке, а одну из героинь похищают и пытаются насильно выдать замуж. В общем, печальные случаи, становящиеся сюжетными поводами для народных телевизионных программ, «Пусть говорят» или «Астарлы ақиқат».
Тема действительно важная и сложная. Тема, которую нужно обсуждать через творчество. Но создатели фильма умудрились сделать из неё фарс.
«Қызыл дамбал» не поднимает острых вопросов, не размышляет и не рефлексирует, даже не пытается подвести какой-то итог. Вместо этого – дурацкий сюжет про месть, комедийные диалоги и идиотский финал, поражающий своей абсурдностью. Такое впечатление, что Амир Каракулов потерял связь с реальностью и сам не понял, что сделал.
Все главные героини прописаны очень поверхностно, у всех – набор клише и полное отсутствие глубины и характера. Они просто есть. Вот они собираются в банду, и зрителю даже не объясняют элементарного: в частности, зачем они решают носить именно красные шаровары, которые, в итоге, и стали названием фильма?
«Қызыл дамбал» пытается быть смешным, но шутки, например, про хот-дог и прочее вызывают лишь огромный стыд за происходящее на экране.
Хуже героинь и несмешных шуток там только мужчины – они все ужасны и карикатурны. Даже единственный положительный персонаж – робкий полицейский, влюблённый в одну из героинь.
Идея фильма принадлежит ученице Каракулова Асылкан Алишеровой – она помогала писать сценарий, а также выступила сорежиссёром. По её словам, история основана на реальных событиях, которые произошли в 1970-х годах в одном из вузов страны, где студентки объединились в банду, чтобы наказать плохих парней.
Занятно, что Асылкан Алишерова также является основательницей этно-аула «Гунны», где есть каскадёрская группа, устраивающая представления для туристов.
Так вот: все главные актрисы фильма – участницы этой группы, и для всех «Қызыл дамбал» – дебют в большом кино. Само собой, актёрская игра в фильме оставляет желать много лучшего и больше напоминает индийские ленты с постоянным переигрыванием.
Единственный кто старается – исполнитель главной отрицательной роли Ержан Джаманкулов, но ему откровенно мешает плохой сценарий.
«Қызыл дамбал» по результатам первых недель проката не добрался даже до топовой десятки самых кассовых фильмов. В результате создатели пошли на рекламный трюк, который по степени кринжовости сумел обогнать даже саму ленту – в видеоролике явно заинтересованные зрители смотрят фильм и демонстрируют свои плохо наигранные эмоции. Выглядит убого, нереалистично и дёшево.
Понятно, что жизнь меняется слишком быстро, как и актуальность. «Қызыл дамбал» Амира Каракулова – это кино, опоздавшее лет на двадцать. В начале 2000-х оно, возможно, и пошумело бы, но сейчас смотрится наивно и глупо. Если говорить современным языком, фильму надо вручить красный флаг и держаться от него подальше.

«140 баллов»: Ален Ниязбеков сегодня хулиганил в школьном дворе. Что заставило его разбить тарелку?

Геройская фантастика «Супермен»: женить «Стражей Галактики» и мужика в трико

«Игра в кальмара»: финал о неизменном праве выбора

Фестиваль в Дананге: интересный взгляд на кино Вьетнама и новые призы для Центральной Азии

С голливудскими звёздами и «паровозиком»: в Астане стартовал крупнейший Comic Con Центральной Азии

Эта неделя в истории кино: «Начало» и Ким Бейсингер

Кинофестиваль стран ШОС признал лучшим актёром казахстанца

«Чингис-Хан» – первый фильм, созданный с помощью ИИ

Скучная фантастика «Мир Юрского периода: возрождение»: новые динозавры, старые проблемы

Плёнка vs цифра: зачем Дени Вильнёв портит кадр
КОММЕНТАРИИ
