Устаревший фарс «Қызыл дамбал»: красный флаг казахстанского кино
Мнения14.05.2025 19:00Жанкелди Омиралиев

Устаревший фарс «Қызыл дамбал»: красный флаг казахстанского кино

Оценка автора: 2 из 10

 

Жанкелди Омиралиев

 

Один из наиболее ярких представителей «Казахской новой волны» 59-летний Амир Каракулов снял фильм про женщин из аула, подвергнувшихся насилию и объединившихся в банду мстителей. Картина с треском провалилась в прокате, окончательно похоронив веру в мастеров прошлого.

 

Мы до сих пор с трепетом вспоминанием «Казахскую новую волну», зародившуюся ещё в 1980-е и оставившую неизгладимый след в истории отечественного кинематографа. Даже несмотря на то, что прошло уже много лет, и выросло целое поколение талантливых казахстанских режиссёров, которых можно назвать следующей волной. А представители той, прежней эпохи, увы, давно не снимают ничего стоящего. Кто-то до сих пор просит деньги у государства, кто-то ушёл в преподаватели, а некоторые и вовсе растворились во времени.

Амир Каракулов был одним из главных представителей «Казахской новой волны». В 1991 году он дебютировал с драмой «Разлучница», взявшей приз ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале. Потом были не менее мощные «Последние каникулы» (1996) и «Не плачь» (2002). В 2009 году он попытался снять что-то современное, однако фильм «Нереальная любовь», переименованный в «Виртуальную любовь», шёл на экраны три года, ещё больше устарел (будучи в принципе не особо оригинальным) и не сумел пройти проверку временем и зрителем. И вот спустя полтора десятилетия Каракулов решил попробовать снова вернуться в большое кино.

Как и «Виртуальная любовь», «Қызыл дамбал» – это старомодный фильм на актуальную тему. История женщин из аула, переживших абьюзивные отношения и харрасмент со стороны мужчин. Кого-то домогается начальник на работе, кого-то бьёт муж, кто-то терпит плохое отношение в браке, а одну из героинь похищают и пытаются насильно выдать замуж. В общем, печальные случаи, становящиеся сюжетными поводами для народных телевизионных программ, «Пусть говорят» или «Астарлы ақиқат».

 


Тема действительно важная и сложная. Тема, которую нужно обсуждать через творчество. Но создатели фильма умудрились сделать из неё фарс.


 

«Қызыл дамбал» не поднимает острых вопросов, не размышляет и не рефлексирует, даже не пытается подвести какой-то итог. Вместо этого – дурацкий сюжет про месть, комедийные диалоги и идиотский финал, поражающий своей абсурдностью. Такое впечатление, что Амир Каракулов потерял связь с реальностью и сам не понял, что сделал.

Все главные героини прописаны очень поверхностно, у всех – набор клише и полное отсутствие глубины и характера. Они просто есть. Вот они собираются в банду, и зрителю даже не объясняют элементарного: в частности, зачем они решают носить именно красные шаровары, которые, в итоге, и стали названием фильма?

 


«Қызыл дамбал» пытается быть смешным, но шутки, например, про хот-дог и прочее вызывают лишь огромный стыд за происходящее на экране.


 

Хуже героинь и несмешных шуток там только мужчины – они все ужасны и карикатурны. Даже единственный положительный персонаж – робкий полицейский, влюблённый в одну из героинь.

Идея фильма принадлежит ученице Каракулова Асылкан Алишеровой – она помогала писать сценарий, а также выступила сорежиссёром. По её словам, история основана на реальных событиях, которые произошли в 1970-х годах в одном из вузов страны, где студентки объединились в банду, чтобы наказать плохих парней.

Занятно, что Асылкан Алишерова также является основательницей этно-аула «Гунны», где есть каскадёрская группа, устраивающая представления для туристов.

 


 Так вот: все главные актрисы фильма – участницы этой группы, и для всех «Қызыл дамбал» – дебют в большом кино. Само собой, актёрская игра в фильме оставляет желать много лучшего и больше напоминает индийские ленты с постоянным переигрыванием.


 

Единственный кто старается – исполнитель главной отрицательной роли Ержан Джаманкулов, но ему откровенно мешает плохой сценарий.

«Қызыл дамбал» по результатам первых недель проката не добрался даже до топовой десятки самых кассовых фильмов. В результате создатели пошли на рекламный трюк, который по степени кринжовости сумел обогнать даже саму ленту – в видеоролике явно заинтересованные зрители смотрят фильм и демонстрируют свои плохо наигранные эмоции. Выглядит убого, нереалистично и дёшево.

Понятно, что жизнь меняется слишком быстро, как и актуальность. «Қызыл дамбал» Амира Каракулова – это кино, опоздавшее лет на двадцать. В начале 2000-х оно, возможно, и пошумело бы, но сейчас смотрится наивно и глупо. Если говорить современным языком, фильму надо вручить красный флаг и держаться от него подальше.

«140 баллов»: Ален Ниязбеков сегодня хулиганил в школьном дворе. Что заставило его разбить тарелку?
Новости12.07.2025 12:25Алексей Гостев

«140 баллов»: Ален Ниязбеков сегодня хулиганил в школьном дворе. Что заставило его разбить тарелку?

Геройская фантастика «Супермен»: женить «Стражей Галактики» и мужика в трико
Рецензии13.07.2025 05:33Дмитрий Мостовой

Геройская фантастика «Супермен»: женить «Стражей Галактики» и мужика в трико

«Игра в кальмара»: финал о неизменном праве выбора
Мнения11.07.2025 07:09Аделия Амраева

«Игра в кальмара»: финал о неизменном праве выбора

Фестиваль в Дананге: интересный взгляд на кино Вьетнама и новые призы для Центральной Азии
Мнения10.07.2025 08:05Гульнара Абикеева

Фестиваль в Дананге: интересный взгляд на кино Вьетнама и новые призы для Центральной Азии

С голливудскими звёздами и «паровозиком»: в Астане стартовал крупнейший Comic Con Центральной Азии
Новости10.07.2025 06:57admin

С голливудскими звёздами и «паровозиком»: в Астане стартовал крупнейший Comic Con Центральной Азии

Эта неделя в истории кино: «Начало» и Ким Бейсингер
Новости09.07.2025 10:04admin

Эта неделя в истории кино: «Начало» и Ким Бейсингер

Кинофестиваль стран ШОС признал лучшим актёром казахстанца
Новости08.07.2025 03:43admin

Кинофестиваль стран ШОС признал лучшим актёром казахстанца

«Чингис-Хан» – первый фильм, созданный с помощью ИИ
Новости07.07.2025 18:00admin

«Чингис-Хан» – первый фильм, созданный с помощью ИИ

Скучная фантастика «Мир Юрского периода: возрождение»: новые динозавры, старые проблемы
Мнения07.07.2025 06:27Жанкелди Омиралиев

Скучная фантастика «Мир Юрского периода: возрождение»: новые динозавры, старые проблемы

Плёнка vs цифра: зачем Дени Вильнёв портит кадр
Киноман06.07.2025 12:10Владислав Дорохов

Плёнка vs цифра: зачем Дени Вильнёв портит кадр

КОММЕНТАРИИ

Avatar