Киноман
Все истории
«Стальной алхимик»: антивоенный манифест с философскими и религиозными подтекстами
Пятнадцатилетний киноман
Алиса ШИК
Я Алиса, мне 15. И в своей рубрике я буду рассказывать вам о том, что сегодня смотрят подростки. Если это будут читать не только мои сверстники, но и взрослые, думаю, это сократит дистанцию между нами на уровне взаимопонимания.
Сегодня мне хотелось бы поговорить о моем любимом аниме, а именно о «Стальном алхимике» 2003 года. «Стальной алхимик: братство» снят по сюжету манги, в то время как Стальной алхимик отходит от первоисточника. Тем не менее «Стальной алхимик» ощущается куда взрослей и серьезней братства, и раскрывает темы куда глубже, а персонажи кажутся живее.
Сюжет [Здесь могут присутствовать спойлеры!]
Аниме повествует о двух братьях, нарушивших табу, – речь о человеческой трансмутации. Не сумев принять смерть матери, они решили попытаться вернуть ее к жизни при помощи алхимии, тем самым нарушив закон равноценного обмена. За это старший брат потерял руку и ногу, а душа младшего, который потерял все свое тело, теперь заточена в доспехах. Несмотря на их жертвы, вновь обрести мать у них так и не получилось. Поняв, что ничто не сможет вернуть чужую душу, братья сфокусировались на поиске философского камня, чтобы вернуть свои тела. Братья решают присоединиться к государственным алхимикам, что помогает им в поисках. Со временем они натыкаются на гомункулов, которые из тени направляют их к созданию философского камня. Братья раскрывают тайну его создания, но лучше бы они не знали всей правды! Финал открытый.
Философские подтексты
Весь мир «Стального алхимика» строится на законе равноценного обмена. Получая что-то, ты должен пожертвовать чем-то эквивалентным. Аниме показывает, что пусть человеческое тело и можно создать искусственно, никогда не выйдет вернуть душу, ведь в мире нет ничего столь же ценного, как человеческая душа. Но и она не вечна: сколько жизней не жертвуй философскому камню, ты все равно не сможешь оставаться бессмертным. Душа начнет гнить и со временем исчезнет.
Смотреть «Стального алхимика» интересно не только из-за приключений героев, но и из-за философских вопросов, которые там поднимаются. Ценность человеческой жизни и души, бессмысленность войны, невозможность бессмертия и потеря человечности. В конечном итоге все сводится к бесценности человеческой жизни.
Рисунок автора
Вдохновение историей
Все термины, использующиеся в аниме, исходят из европейской алхимии.
Философский камень. В мире «Стального алхимика» все алхимики стремятся к созданию философского камня. Считалось, что философский камень — это реактив, осуществляющий трансмутацию металлов в золото, а также создающий эликсир жизни. Здесь же философский камень создается из человеческих жизней, усиливает способность к трансмутации и помогает переносить душу из одного тела в другое, тем самым делая человека на время бессмертным.
Алхимический круг. Алхимические круги преобразования были вдохновлены настоящими алхимическими символами, которые раньше использовали алхимики средних веков. Пусть в нашем мире алхимические круги и бесполезны, в мире «Стального алхимика» они были способом трансмутации.
Гомункулы. В алхимии гомункулы — искусственно созданные люди. Создание гомункулов в стальном алхимике немного отличается от идей старых алхимиков, но все же чем-то похоже. Когда люди нарушают табу и пытаются провести человеческую трансмутацию – вернуть погибшего человека к жизни, в итоге они создают гомункула. Существо с искусственно созданным телом, но не имеющее души. Гомункулы, мечтая стать настоящими людьми, подталкивают людей к созданию философского камня.
Семь смертных грехов. Казалось бы, как мы от алхимии перешли в религию? Религиозные подтексты — очень важная часть «Стального алхимика», которая на самом деле плотно переплетается с алхимией.
Гомункулов в «Стальном алхимике» семь, как и смертных грехов, а также их имена напрямую созвучны со смертными грехами. Имя каждого гомункула так или иначе олицетворяет его персонажа. Зависть завидует Эдварду, его человечности и тому, что он может дальше жить как человек, в то время как Зависть — лишь отражение погибшего сына Хоэнхайма. Страсть олицетворяет романтическую любовь. При жизни она была возлюбленной брата Шрама, который из любви к ней пытался ее воскресить. Гнев испытывает неприязнь к своей матери, которая создала его как гомункула, ведь из-за нее он теперь бессмертная оболочка без души. Жадность желает иметь все. В отличие от других гомункулов, он не мечтает стать человеком, а хочет использовать свое бессмертие, чтобы получить все, что только пожелает.
Но почему же именно смертные грехи? Гомункулы порождены людьми, проводившими человеческую трансмутацию – табу. Человеческую трансмутацию можно с религиозной стороны назвать тем самым грехом. Человек, пытаясь искусственно создать другого человека, обесценивает ценность человеческой души. В итоге рождается гомункул, который мечтает стать человеком, подталкивает людей к созданию философского камня, тем самым порождая войны и хаос.
Другие религиозные подтексты
Как я уже писала выше, религия в этом аниме очень переплетается с алхимией. В первой же серии «Стального алхимика» братья, путешествуя, натыкаются на город, люди которого поклоняются богу Лето. Эта серия показывает, что, с одной стороны, религия важна людям, поскольку дает им надежду. Но религия также опасна, если слепо верить всему, что тебе говорят. Священник Корнелло, используя поддельный философский камень, притворялся посланником бога, и люди приняли это за единственную надежду, слепо принялись верить каждому его слову.
Из этого выходит другой конфликт. Эдвард, недовольный такой низкой ложью, раскрыл вранье священника, из-за чего жители города восстали против Корнелло, который им так открыто врал. Несмотря на это, часть жителей были не согласны, оставаясь верными Корнелло, из-за чего в городе началась гражданская война.
В этом конфликте отсутствует верное решение: что бы Эдвард здесь ни сделал, идеальный исход не случился бы. Все потому, что люди разные, и пока человечество существует, будут сохраняться религиозные противоречия и войны.
В нашем мире же никакую религию нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Религии нельзя ни опровергать, ни навязывать, ведь каждый человек в конце концов будет иметь свое мнение, не резонирующее с чужим.
Бессмысленность войн
Действие «Стального алхимика» происходят в конце XIX века. Правителем страны, в которой живут братья Элрики, является Фюрер, что напрямую отсылает нас к нацистской Германии. В «Стальном алхимике» очень подробно раскрывают реалии войны, показывая, что тяжело солдатам по обе стороны. Данные события тяжело назвать войной, они куда ближе к геноциду. Война на самом деле началась из-за гомункулов, которые с помощью всех этих многочисленных жертв хотели создать философский камень.
Здесь очень хорошо показано, что солдаты с обеих сторон не желали воевать. Многие хотели помогать своей стране — и в итоге теперь вынуждены убивать невиновных беззащитных людей. Главный вывод, который можно сделать, посмотрев аниме: любая война не имеет смысла и лишь несёт с собой хаос и смерть.

Драйвовый спортивный экшн F1: Питт вместо Круза, болиды вместо истребителей

Люди в Чёрном и Марго Робби - рождённые 2 июля

«Выбор критиков»: кто возьмёт главную награду года?

Рейтинги фильмов и смена поколений: есть ли связь?

Эта неделя в истории кино: “Люди в черном” и Том Круз

Премия «Выбор критиков»: лучший режиссёр – кто он?

Самопальный отстой «Тимбилдинг»: давно такого не было, и вот опять!

Теперь и в Алматы: триумфальное возвращение Маленького Бродяги

«Выбор критиков»: кто станет лучшим актёром?

Премия «Выбор критиков» объявляет номинантов!
КОММЕНТАРИИ
