Новости
Все новости
«Выбор критиков»: кто возьмёт главную награду года?
Сегодня завершается объявление номинантов премии Ассоциации кинокритиков Казахстана. Остались четыре номинации: «Лучший дебют», «Лучший художник-постановщик» и «Лучшая мужская роль второго плана» и, пожалуй, самая престижная – «Лучший фильм-драма».
В каждой из этих категорий нет явного фаворита. За «Лучшую мужскую роль второго плана» поборются пять ярких актёров, уже зарекомендовавших себя в отечественном кино. В художественной номинации – сплошь фильмы с хорошими бюджетами. Среди дебютантов, кажется, вообще нет слабых работ. Ну, и главная интрига – кто заберёт приз за лучшую драму?
Лучший дебют
Давно зарекомендовавший себя в сериальной индустрии Айторе Жолдаскали только сейчас дебютировал в полном метре с фильмом «Шулама».
Диас Бертис тоже сперва выстрелил с хитовым сериалом «Чёрный двор», а потом решился на фильм «Приговор».
Работы двух других дебютантов схожи по настроению – Аруан Анартаев в «Жоқтау» и Малика Мухамеджан в «Ласточке» рассказывают личные, нежные истории.
Выделяется Алина Мустафина, получившая номинацию с документальным фильмом «Пряники для её отца, моего прадеда и её деда».
Лучший художник-постановщик
Здесь борются фильмы, снятые при господдержке. В итоге, у всех пяти картин неплохие бюджеты, они выглядят дорого, богато и красиво. Особенно «Жамбыл. Жаңа дәуір», чей бюджет перевалил за миллиард тенге, и это видно.
У «Операции «Набат» тоже всё хорошо с атмосферой – 90-е годы прошлого столетия переданы отлично.
«Талақ» получил много незаслуженного хейта за костюмы и скудное оформление жилищ, но, кажется, художники именно этого и добивались.
В «Дала қасқыры» добавлен постапокалиптический вайб, а в «Шулама» больше сделан акцент на минимализм.
Лучшая мужская роль второго плана
В одной из самых интересных номинаций два молодых актёра, которые зарекомендовали себя как яркие исполнители именно второго плана, – Айбар Салы и Ансар Ильясов. Персонаж Ансара в сериале Sheker был тихим и спокойным, а вот в фильме преобразился и стал много на себя брать. У Айбара чётко вырисовывается амплуа сына богатых родителей, который в какой-то момент начинает сходить с ума.
Трое других номинантов – хорошо известные мастера своего дела, от них всегда ждут качественных перфомансов. Неудивительно, что для Алексея Шемеса, Данияра Алшинова и Еркебулана Дайырова – это не первые номинации в карьере.
Лучший фильм-драма
«Жамбыл. Жаңа дәуір» – масштабный авторский проект Жандоса Кусаинова, раскрывающий жизнь и взгляды великого поэта с другой стороны.
Историческая драма «Талақ» Данияра Саламата – глубокая трагикомедия о степной жизни казахских женщин и мужчин в 20-х годах прошлого века.
«Дала қасқыры» Адильхана Ержанова – почти что постапокалиптический боевик, неовестерн и мощное социальное высказывание одновременно.
«Велошах» Асель Аушакимовой – ироничная сатира о современных реалиях Казахстана, выигравшая престижный кинофестиваль Tribeca.
«Тұл» Шарипы Уразбаевой – полная боли драма девочки-подростка и е` матери на фоне январских событий.
Комментарий президента Ассоциации кинокритиков Казахстана Гульнары Абикеевой по номинации «Лучший фильм-драма»:
«Мы уже говорили о том, что 2024 год для казахского кино стал прорывным, прежде всего, в плане появления ярких фильмов женщин-режиссёров.
«Тұл» Шарипы Уразбаевой – мощное авторское высказывание о женщине в Казахстане, которая остаётся без мужчины. Для творчества Уразбаевой это вообще главная тема – как женщина вынуждена быть сильной. Трагизм картины в том, что у героини растёт дочь-подросток, которая видит сложности взрослой жизни и невольно задумывается о том, что её жизнь тоже лучше не будет. Картина была удостоена приза «За лучший сценарий» на Бишкекском кинофестивале.
«Велошах» Асель Аушакимовой можно назвать сатирической драмой, где мы видим, как главная героиня – журналистка ведущего телеканала страны – снимает новости. Они смешные и парадоксальные, как само название картины. «Велошах» – это придуманный у нас новый вид спорта, где участники в перерывах между ходами в шахматы, крутят велотренажеры.
«Талақ» Данияра Саламата получил Гран-при на Шанхайском кинофестивале. Вообще надо отметить, что почти всегда номинанты нашей премии «Выбор критиков» – это призёры и участники больших международных кинофестивалей. Приходится выбирать лучших среди лучших. «Талақ» – история установления советской власти, когда за, казалось бы, невинным лозунгом «Раскрепощение женщины Востока» шло разрушение традиционного уклада жизни казахов.
«Жамбыл. Жаңа дәуір» Жандоса Кусаинова не был участников кинофестивалей, потому что картина изначально была создана для казахстанского зрителя. Но эта картина так же важна, как и «Талақ», потому что в ней переосмысляется одна из спорных фигур нашей истории. Авторы фильма доказывают, что Жамбыл не был «певцом советского строя», его сделали таким приставленные «переводчики». Пришла новая эра – восстановить историческую правду и реабилитировать акына.
«Дала қасқыры» Адильхана Ержанова был участником Роттердамского, победителем Брюссельского и многих других кинофестивалей. Это кровавая драма о том, как женщина обращается к помощи сильного мужчины, чтобы найти своего пропавшего во время беспорядков в городе сына-подростка. И мы видим, что в смутные времена работают только законы силы и насилия».

Драйвовый спортивный экшн F1: Питт вместо Круза, болиды вместо истребителей

«Выбор критиков»: кто возьмёт главную награду года?

Рейтинги фильмов и смена поколений: есть ли связь?

Эта неделя в истории кино: “Люди в черном” и Том Круз

Премия «Выбор критиков»: лучший режиссёр – кто он?

Самопальный отстой «Тимбилдинг»: давно такого не было, и вот опять!

Теперь и в Алматы: триумфальное возвращение Маленького Бродяги

«Выбор критиков»: кто станет лучшим актёром?

Премия «Выбор критиков» объявляет номинантов!

«Элио» — мультфильм о детском одиночестве: вы не одни во Вселенной
КОММЕНТАРИИ
