Новости
Все новости
Рехабная драма «Игроманка»: мать в казино – горе семье
Оценка автора: 8 из 10
Дмитрий Мостовой
В казахстанском кинематографе неожиданно появился мастер социальных драм. Это Алдияр Байракимов. Вслед за фильмами «На грани» и «Паралимпиец» (хотя в отечественный прокат они вышли в 2022 году в обратном порядке), он снял новую картину – «Игроманка». Мощно написано, отлично сделано и очень актуально.
В кино широко известен так называемый «синдром второго фильма», когда вслед за сильным дебютом следующая картина у режиссёра выходит уже не такой удачной. Этой «болезни» в своё время не избежали многие действительно выдающиеся мастера. Алдияр Байракимов, кажется, из той породы постановщиков, что развиваются поступательно.
И ещё – в отличие от других картин, именно по его фильмам не возникает вопросов, почему на какие-то проекты выделяются бюджетные средства. Как и «Паралимпиец», благодаря которому Байракимов и стал известен отечественному зрителю, «Игроманка» снята на деньги министерства культуры и Государственного центра поддержки национального кино. Видимо, по этому поводу гости подпольного казино патриотично играют исключительно на тенге, меняя валюту прямо у дилера.
Занятно и одновременно нелепо, что ещё до своего выхода «Игроманка» подверглась критике с разных сторон из-за того, что... главная героиня – женщина. Дескать, в тот момент, когда большинство лудоманов и прочих зависимых – мужчины, кинематографисты решили опорочить женщин и повесить все грехи на них. Классический случай Пастернака и осуждения.
Во-первых, в фильме, уж простите, полно страдающих от самых разных недугов мужчин. Во-вторых, среди сценаристов Светлана Черникова, Полина Легостаева, компанию которым составляет Ардак Касымбек (сам Байракимов впервые к сценарию отношения не имел). И наконец главное – вся картина строится на том, что увязшую в игровом и алкогольном пороках мать лишают родительских прав, и ей надо пройти долгое лечение, чтобы вернуться к сыну. Не пытаясь опорочить казахстанских мужчин, но вы бы поверили фильму, в котором главным героем при таком сюжетном раскладе был бы отец?
И вот мы очень плавно подошли к самой истории. Жулдыз – дочь депутата парламента, разведённая мать-одиночка, которую, впрочем, больше заботят рулетка, покер и алкоголь, а не малолетний сын. После очередной выходки суд забирает ребёнка у Жулдыз, отдавая его под опеку могущественного деда. У не верившей до самого конца в такой поворот женщины теперь только один выход – провести минимум полгода в бесплатном (все деньги проиграны) рехабе в районе Борового и получить сертификат «трезвости». И тогда. Может быть. Её восстановят в родительских правах.
«Игроманка» наотмашь бьёт зрителя первой же сценой, итогом которой и становится подключение к делу органов опеки. И далее картина сохраняет обнажённый нерв, несколько раз выводя зрителя на эмоциональный пик и сталкивая его оттуда вниз.
Да, «Игроманка» – это классическая больничная драма. Тут можно вспомнить и «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана, и «Пробуждение» с Робертом Де Ниро и Робином Уильямсом, и «Прерванную жизнь» с Вайноной Райдер и Анжелиной Джоли. Ничего нового в жанровом отношении фильм Алдияра Байракимова не открывает. Вот главная героиня, вот её новый лучший друг, вот персонажи второго плана – каждый со своей проблемой и пунктиком. И тем не менее это очень хорошо поставленная драма с нетривиальными сюжетными поворотами и действительно нашими историями.
А ещё – это фильм с потрясающей главной актёрской работой. Гузель Жан, сыгравшая Жулдыз, – настоящее открытие. Да, Гузель снималась в двух проектах Шарипы Уразбаевой, но её картины, как правило, ездят по фестивалям, до широкого казахстанского зрителя доходя крайне редко. Музыкант по образованию Гузель Жан долгое время жила в Германии, участвовала в сценических постановках. Так что, в кино актриса только делает первые шаги, зато какие!
Её Жулдыз – одна из сильнейших женских ролей в казахстанском кинематографе за последние годы. Слабая, отрицающая очевидное вначале, колючая, ершистая, сопротивляющаяся в середине и вернувшая себя в финале. Вернувшая, но сохранившая и саркастичный внутренний стержень – без превращения в идеальную женщину.
Хорош и Жалгас Жангазин в роли Максата – наставника Жулдыз, у которого душевная шкатулка, разумеется, с потайным дном.
Чуть хуже дела обстоят с актёрами второго плана, слишком уж рамочно играющими своих персонажей в рехабе, – таких хоть сейчас в музей.
Бактияр Кожа опять в роли коррумпированного агашки, и поначалу кажется, что это мискаст – ну, сколько уже можно-то? Но и его персонаж ближе к финалу предстаёт в довольно неожиданном ключе.
И таких «подвохов», приятных уходов от шаблона в «Игроманке» разбросано немало, что и выделяет её из ряда других подобных фильмов. И, в целом, выделяет среди казахстанских премьер этого года. Блестящее кино, не без изъянов, но которое очень и очень хочется порекомендовать к просмотру.

От Шопена до «Игроманки»: как классическая музыка сделала из Гузель Жан актрису

Можно ли купить диплом по кинорежиссуре в Казахстане?

Эта неделя в истории кино: «Инопланетянин» и Алексей Баталов

Абсурдная комедия «Қайын ата vs күйеу бала»: нокаут от тестя

Чарли Чаплин: «Маленький Бродяга был в каждом из нас»

Лени — двигатель прогресса

Хорошие-плохие леди в сериале «Секс в большом городе»

Откровенное интервью режиссёра Алдияра Байракимова о том, что побуждает его снимать социальное кино

Анджелина Джоли. 62 роли в кино и множество ипостасей в жизни

Эта неделя в истории кино: Джонни Вайсмюллер и «Восемь друзей Оушена»