Новости
Все новости
Спортивная недодрама «90+1»: никому не нужный казахстанский футбол
Оценка автора: 5 из 10
Жанкелди Омиралиев
У фильма продюсера (и не только) Куаныша Керимкулова громкий слоган. Звучит он так: кому нужен казахстанский футбол? Судя по самому фильму – никому. И это печально.
Начинается всё отлично: нам показывают алматинские дворы 2000-х, детвора по первому зову собирается на обшарпанном поле, чтобы сыграть в лучшую игру на свете. Кто-то представляет себя Зиданом, кто-то Роналдинью – ребят так и представляют зрителю, в комиксоидной манере. В воздухе витает тот самый дух детства, когда есть ты, мяч и, кажется, больше ничего не нужно.
Но мальчишки быстро заканчивают игру, главный герой, Райымбек, идёт домой, где мама ругает его за грязную одежду, причитая, что от этой беготни с мячом нет никакого толка. Отец тем временем смотрит по телевизору футбол, комментируя каждое действие. Счастливый Райымбек садится рядом, чтобы увидеть реальный матч 2009 года Казахстан – Англия, и с экрана ему подмигивает сам Дэвид Бекхэм!
Начало фильма – просто мечта. С этого момента должно пойти воодушевляющее кино про обычных дворовых парней, которые всю жизнь мечтали попасть в большой футбол, играть со звёздами или даже стать ими, но, как говорится, случилась жизнь – не вышло, не фартануло.
Дальше идёт классная монтажная склейка – тут все плюсы «90+1» заканчиваются – и мы переносимся в наше время, где повзрослевший Райым гоняет мяч с друзьями в любительской лиге Алматы. Играет он в мини-футбол, который сильно отличается от футбола большого, и в реальности из одного вида в другой перейти очень трудно, но тем не менее на один из приезжает скаут аж футбольного клуба «Астана».
Также нам показывают нарезки игровых моментов, из которых становится понятно, что Райымбек – настоящий талант: все голы команды забивает только он. Остальные собрались лишь для того, чтобы помогать ему, и так – до конца фильма.
Потом беда – семья главного героя попадает в автокатастрофу, и забота о сестрёнке ложится на Райымбека.
В это же время близится финал любительской лиги, по итогам которого скаут из столицы должен сделать выбор. Но Райымбеку не до футбола – он принимает решение бросить мечту. Они с сестрёнкой почему-то переезжают в больницу, где лежит в коме мама, а их квартира в это время пустует и «закономерно» затапливает соседей. Вместо того, чтобы её, например, сдавать, и жить на это, Райымбек попадает на ремонт. Он начинает работать то курьером, то посудомойщиком и встречает любовь – медсестра из больницы проникается его судьбой.
Всё это время Куаныш Керимкулов (да, он играет главную роль и написал сценарий!) пытается выдавить из себя драматическую игру, показывая, насколько Райымбеку тяжело, но получается не очень. Наиболее убедительно он ходит туда-сюда с потерянным лицом.
В итоге, тренер и друзья уговаривают Райымбека вернуться, тот делает это, как ни в чём не бывало, забивает голы и ведёт команду к финалу, но проигрывает его. Это, впрочем, не мешает скауту предложить Райыму контракт и забрать его в профессиональный клуб. Там он сразу появляется в важнейшей игре и по всем законам жанра выводит «Астану» в еврокубки. И даже тут всё не так.
Что именно? Все кругом говорят про важнейший матч в евролиге, но любому поклоннику футбола понятно, что речь вероятно идёт про Лигу Европы, а Евролига – это что-то из баскетбола. Мелкая вроде бы деталь, но наглядно показывающая уровень подготовки съёмочной группы. Как и упомянутый лёгкий переход из мини-футбола в футбол большой.
«90+1» снят на государственные деньги, и занятно, что изначально картина называлась «Кайрат» – она должна была быть приурочена к 70-летию легендарного клуба. Защищая проект на питчинге ГЦПНК, продюсер Куаныш Керимкулов говорил, что алматинский клуб готов поддержать съёмки, в случае одобрения госфинансирования. Видимо, не получилось, и Райымбек поехал в «Астану».
Понятно, что делать кино о футболе – дело сложное. Даже в мировом кинематографе до сих пор нет, по-настоящему, известного всем хита об игре №1. Можно вспомнить лишь «Гол» с хорошо знакомым нам по «Кочевнику» Куно Беккером, где на втором плане появлялись реальные звёзды мирового футбола. Картина, кстати, провалилась в прокате, и лишь потом обрела народную любовь. Был ещё китайский «Убойный футбол», но он, скорее, сумасшедшая комедия. Из свежего – суперпопулярный сериал «Тед Лассо», однако там футбол, по сути, лишь фон для жизненных событий.
В «90+1» для фильма про футбол слишком мало самого футбола. Название картины, как говорят создатели, выбрано, чтобы показать зрителю, что игра длится не девяносто минут, что исход матча может решить и добавленное время. Но в фильме ничего такого нет, только главный герой почему-то всегда носит футболку с этим номером.
Для мотивационного фильма в «90+1» слишком мало… мотивации – только высокопарные слова тренера под красивый видеоряд, когда Райымбек поднимается на Медео. Для хорошей драмы – мало глубины и хорошо прописанных персонажей. И даже постер фильма позаимствован у голливудской ленты «Субурбикон» Джорджа Клуни 2017 года.
По итогам старта проката «90+1» собрал лишь 9,5 миллиона тенге. И тут не получилось.

Андрей Плахов: «Центр тяжести в Каннах опять переместился с искусства на политику»

Можно ли купить диплом по кинорежиссуре в Казахстане?

О людях и динозаврах в кино и в жизни

Эта неделя в истории кино: «Инопланетянин» и Алексей Баталов

От Шопена до «Игроманки»: как классическая музыка сделала из Гузель Жан актрису

Абсурдная комедия «Қайын ата vs күйеу бала»: нокаут от тестя

Чарли Чаплин: «Маленький Бродяга был в каждом из нас»

Лени — двигатель прогресса

Хорошие-плохие леди в сериале «Секс в большом городе»

Откровенное интервью режиссёра Алдияра Байракимова о том, что побуждает его снимать социальное кино