Новости
Все новости
Можно ли купить диплом по кинорежиссуре в Казахстане?
Гульнара Абикеева
Возможно, я удивлю своим ответом, но, думаю, что нет. Не потому, что теоретически невозможно, а потому что этого никто не делает на практике. Почему? На это несколько причин.
Первая: обучение на режиссёров не поточное. Здесь преобладает индивидуальный подход. Называется он – мастерские. Как правило, в режиссёрской мастерской до финала доходит группа в 7-8 человек. Сейчас поступить на эту специальность довольно легко. Не так, как это было когда-то во ВГИКе, когда на режиссуру поступали только юноши и желательно не сразу после школы, то есть с жизненным опытом. Сегодня ты платишь деньги, сдаёшь творческие экзамены и, скорее всего, будешь принят. Но не все удерживаются, кто-то отсеивается по ходу учёбы, кто-то переходит на более лёгкие специальности. Специфика этой профессии такова, что она требует личного опыта, личного сопереживания.
К примеру, одна из лучших дипломных короткометражек, снятых в «Академии кино и телевидения» университета «Туран» в этом году, – «Есiмде» («В моей памяти») Динары Мирмановой. Главная героиня фильма – старшая дочь в многодетной семье, подрабатывающая аниматором. Именно к ней в разгар какого-то праздника подходит отец и говорит, что уходит из семьи. Девочка, продолжая улыбаться и танцуя, так как это её работа, заканчивает смену. Сила фильма не только в истории, но и в кастинге – очень хорошая героиня, в монтаже, в перемежении сна и реальности. В семнадцатиминутном фильме передана трагедии подростка и всей семьи.
Второе: за время обучения ты познаёшь не только ремесло – основы композиции, мизансцены, монтажа, взаимодействия с оператором, художником, актёрами; главное – происходит понимание, что такое творчество.
Для аналогии можно сравнить обучение режиссёра с обучением художника. Сначала ты учишься просто рисовать, потом копируешь работы великих мастеров, изучаешь стили и только потом к тебе приходит понимание собственного стиля.
Есть очень хорошее сравнение для понимания того, что значит учиться в творческом вузе: стать просоленным огурцом. Когда приходишь на первый курс, ты – свежий огурец, то есть ты всё знаешь, всё можешь, во всём уверен. Ко второму-третьему курсу ты понимаешь, что есть такие гиганты как Бергман, Куросава, Коппола, что они снимали мощное кино и, прежде всего, хотели что-то сказать миру. Твоё окружение, педагоги, просмотры хороших (а не поточных коммерческих) картин и главное – опыт первых курсовых работ делают постепенно тебя «просоленным огурцом», то есть впитавшим в себя творческое начало. И в этот момент ты пытаешься в своей короткометражке сделать своё первое высказывание.
В фильме «Тында» («Слушай!») Аружан Бегимбековой есть сочетание двух искусств: музыки и кинематографа. Главная героиня – профессиональная скрипачка и впереди у неё экзамен, после которого она должна получить грант, чтобы перейти на более высокую ступень образования. Те, кто учился в музыкальной школе, знают, насколько резки, требовательны и даже жестоки бывают учителя музыки. Тут с вами никто не сюсюкается.
И вот перед нами эти жёсткие репетиции с педагогом и концертмейстером, часы занятий дома. Один из лучших эпизодов фильма, когда мы видим, как героиня ставит видео «своего» концерта, который исполняет известный скрипач, и играет вместе с ним. Глядя на этот фильм, ты невольно проникаешься уважением к тяжёлому труду музыканта.
Финал фильма достаточно неожиданный – девочка не выходит на экзамен, решая, что она не хочет быть скрипачкой. И оказалось, что это автобиографическая история режиссёрки.
К слову, если раньше профессия режиссёра была преимущественно мужской, то сегодня в неё приходит много девушек. И они, если судить по дипломным проектам, наравне с юношами снимают своё, авторское кино.
Но вернёмся к нашей теме – почему дипломы по режиссуре не покупают?
Третье: за последний, четвёртый год обучения ты на глазах у своих мастеров/педагогов проходишь весь этап подготовки и съёмки фильма. То есть ты не можешь где-то на стороне снять фильм и принести его в качестве дипломного проекта.
Радует, когда ты имеешь пример не только авторского, но и коммерческого кино. Я, кстати, вообще считаю, что на дипломных защитах должны сидеть продюсеры кино и телевидения и буквально «ловить» таланты. К одним из таковых я отношу Жанибека Жамбулова, который снял фильм «Менiн бауырым» («Мой братишка»).
Название не совсем удачно для триллера, но снята картина блестяще. Мальчик берёт у отца навороченный фотоаппарат и наблюдает за окнами соседнего дома. Так он обнаруживает, что совершено убийство – прямо по Хичкоку! Его няня (мамы нет, отец на работе) сначала не верит мальчику, но потом они вместе спасаются от преследований соседа, который заметил, что кто-то из окон сделал фотографию. Лихой саспенс, хорошие актёрские работы, отличный оператор.
Вообще, надо отметить, что в этом году все дипломные фильмы TFA (Turan Film Academy) отличались качеством изображения за счёт стабильно хорошей операторской работы. Этот департамент, возглавляемый Александром Костылевым, уже который год выигрывает операторскую олимпиаду среди киношкол Казахстана. Качественная картинка – половина успеха фильма. И тут мы снова должны вспомнить о том, что кино – искусство коллективное. Оно не создаётся в одиночку, даже если это короткий фильм.
Четвёртое и последнее: съёмка хорошего дипломного фильма – это не просто сложенные вместе усилия студентов и педагогов, это подъём «штанги», своего рода рекорд поднятия «веса», который ты сам потом, может быть, ещё несколько лет не сможешь повторить. На половине дипломных проектов стоял титр – «скрипт-доктор», то есть, кроме мастера, помогал преподаватель по сценарному мастерству.
Параллельно с защитами по режиссуре шли защиты по операторскому мастерству, а фильмы были одни и те же, то есть студенты-операторы старались вместе со своими педагогами. Я видела, как на защитах сидел преподаватель по монтажу и переживал за своих подопечных. Музыку писал или помогал подбирать профессиональный композитор, который тоже преподает в вузе и т.д.
Из двадцати восьми дипломных проектов этого года мне, наверное, больше всего понравилась короткометражка «Асель» Луизы Зариповой. Это настолько взрослая история, что я удивляюсь, как Луиза на нее вышла. Женщина лет пятидесяти, бывшая алкоголичка знакомится с мужчиной, который ходит с ней в психологическо-терапевтическую группу. И кажется, что это будет история любви, а оказывается, что это история человеческой поддержки, в результате которой он возвращается в свою семью, а она начинает вновь общаться с дочерью и внуком.
Резюмируя, могу ещё раз сказать, что диплом по режиссуре не покупается, а вот сколько человек, окончивших вуз по этой специальности, остаются в профессии – вопрос другой статьи.

Андрей Плахов: «Центр тяжести в Каннах опять переместился с искусства на политику»

Можно ли купить диплом по кинорежиссуре в Казахстане?

О людях и динозаврах в кино и в жизни

Эта неделя в истории кино: «Инопланетянин» и Алексей Баталов

От Шопена до «Игроманки»: как классическая музыка сделала из Гузель Жан актрису

Абсурдная комедия «Қайын ата vs күйеу бала»: нокаут от тестя

Чарли Чаплин: «Маленький Бродяга был в каждом из нас»

Лени — двигатель прогресса

Хорошие-плохие леди в сериале «Секс в большом городе»

Откровенное интервью режиссёра Алдияра Байракимова о том, что побуждает его снимать социальное кино