Новости
Все новости
О людях и динозаврах в кино и в жизни
Галина Галкина
1.
11 июня 1993 года состоялась мировая премьера фантастического фильма режиссёра Стивена Спилберга «Парк Юрского периода». Накануне, 9 июня, прошёл первый его специальный показ в театре Uptown в Вашингтоне, округ Колумбия. А уже 11 июня фильм вышел в широкий прокат. «Парк Юрского периода» получил множество положительных отзывов от критиков и зрителей, а также буквально осыпан наградами, в числе которых «Золотой глобус» (за лучшую режиссуру) и «Оскар» (за визуальные эффекты).
«Парк Юрского периода» был поставлен по одноименному роману Майкла Крайтона. Фильм Спилберга превзошёл по популярности свой литературный оригинал. Беспрецедентными были визуальные эффекты, режиссерская работа и, собственно, масштаб кинопроизведения, что сделало «Парк Юрского периода» культовым блокбастером. Кстати, слово «блокбастер» в кинематографе употребляется с 1975 года после выхода фильма Стивена Спилберга «Челюсти».
Режиссер, рассуждая о своем детище — «Парке Юрского периода», подчеркивал, что технологические приемы остаются лишь средством для достижения творческих задач: «Цель — наилучшим образом представить историю». В 1993 году компьютерная графика в фильме была революционной. Ажиотаж вызывали созданные на компьютере динозавры. Но когда зрители погрузились в сюжет фильма, то, по признанию Спилберга, «через десять-пятнадцать минут забыли о технологической стороне».
2.
Зрители были в восторге от кинофантастики Спилберга. Например, на Генри Вэксмана, уполномоченного представителя штата Калифорния, фильм произвел неизгладимое впечатление: «Я увидел самого крупного голливудского динозавра, прибывшего в Вашингтон со времен Рональда Рейгана». Американка Мэриан Райт Эдельман, президент Фонда защиты детей, назвала фильм «леденящим душу»: «Но я непрестанно повторяла шепотом: "Этот фильм сделал Спилберг, и поэтому с детьми все будет окей"».
Писатель-фантаст казахстанского происхождения Сергей Лукьяненко, автор «Дозоров», «Черновика», «Лабиринта Отражений», нередко называл в своих интервью Спилберга одним из любимейших режиссеров. Лукьяненко отмечал, что на момент создания «Парка Юрского периода» Спилберг выступил мастером спецэффектов, рассказал интереснейшие истории, сумел создать неповторимую атмосферу, затронув эмоции зрителей.
Блокбастер «Парк Юрского периода» имеет колоссальное значение — как для истории кино, так и для карьеры самого режиссера. Создание подобного фильма стало переломным моментом в истории спецэффектов: в нём широко использовалась компьютерная графика (CGI) наряду с аниматроникой. «Парк Юрского периода» открыл эру цифрового кино, сделал тему генетики и клонирования доступной широкой общественности. Конечно, режиссер упростил научную составляющую, тем не менее фильм подогрел интерес к палеонтологии и биотехнологиям.
Культурный феномен начала девяностых, «Парк Юрского периода» основал самую успешную франшизу в истории кино. Блокбастер повлиял на целую генерацию других кинопродуктов. И отныне фильмы, видеоигры, книги и тематические парки стали иными.
3.
Спилберг применил аниматронику (Stan Winston Studio) с последующим использованием в крупных планах реалистичных механических моделей динозавров натуральной величины. Таким образом, актеры на экране взаимодействовали с «живыми» животными, это многократно усилило реализм. Компьютерной графикой (ILM — Industrial Light & Magic) руководил Деннис Мьюрен. Он с командой создал порядка шести минут CGI-анимации, в том числе зрелищную сцену — стремительно бегущих велоцирапторов и T-Rex. Технический апгрейд в киноленте был почти экспериментальным — никто не мог предвидеть, как зрители воспримут «компьютерных» динозавров.
В звуковом оформлении (Гари Райдсторм) смешивались звуки криков, рыков животных, чтобы придумать «голос» динозавра. Саундтрек Джона Уильямса усиливал эмоциональное воздействие происходящего на экране и стал очень популярным.
В этой ленте Стивен Спилберг как режиссер совершил технический и творческий прорыв: он проявил себя не только мастером повествования, но и выступил пионером цифрового кино. Спилберг доказал, что фантастика может быть как коммерчески успешной, так и художественно ценной.
«Парк Юрского периода» установил рекорд уик-энда с кассовыми сборами в 502 миллиона долларов. Всего же в мировом прокате фильм собрал более одного миллиарда долларов, став самым кассовым фильмом своего времени. Это укрепило положение Спилберга как одного из влиятельнейших режиссёров Голливуда.
Еще раньше, 11 июня 1982 года, вышел научно-фантастический фильм Стивена Спилберга «Инопланетянин» (компания Universal Pictures). История мальчика, который подружился с дружелюбным пришельцем. Лента получила четыре премии «Оскар» и множество других наград.
«Инопланетянин» обошёл «Звёздные войны», став самым кассовым фильмом за следующее десятилетие, и был переиздан в 1985-м, а также в 2002 году, в честь двадцатилетия с первого показа, с дополнительными и изменёнными сценами.
Успех же «Парка Юрского периода» предоставил режиссеру возможность финансировать более личные и драматические проекты — например, «Список Шиндлера», который он снимал одновременно с «Парком».
4.
«Парк Юрского периода» — не просто зрелищный блокбастер. Стивен Спилберг заложил фундамент новой эпохи кинопроизводства. Картина изменила в кинематографе настройки того, как создается и воспринимается кино — фантастика и любые другие зрелищные фильмы. Кроме того, режиссер делился своими размышлениями о жизни, тревогами. Так, из уст персонажа, доктора Малкольма (Джефф Голдблюм) — математика, специализирующегося в области «теории хаоса», прозвучало немало предостережений по поводу опасных экспериментов человека. Но он же произнес вполне оптимистично: «Жизнь не признаёт границ и, в конце концов, находит путь».

Андрей Плахов: «Центр тяжести в Каннах опять переместился с искусства на политику»

Первая

Можно ли купить диплом по кинорежиссуре в Казахстане?

О людях и динозаврах в кино и в жизни

Эта неделя в истории кино: «Инопланетянин» и Алексей Баталов

От Шопена до «Игроманки»: как классическая музыка сделала из Гузель Жан актрису

Абсурдная комедия «Қайын ата vs күйеу бала»: нокаут от тестя

Чарли Чаплин: «Маленький Бродяга был в каждом из нас»

Лени — двигатель прогресса

Хорошие-плохие леди в сериале «Секс в большом городе»