Новости

Все новости
Первая

Первая

Галина Галкина

 

В этот день, 13 июня, в 1879 году, в Пенсильвании в набожной христианской семье родилась Лоис Уэбер (Lois Weber), которая вошла в историю мирового кино с титулом первой женщины, снявшей полнометражный фильм «Венецианский купец» (1914 год). Она также оказалась первой представительницей слабого пола, открывшей собственную киностудию.

Путь в кино американской актрисы немого кино, сценаристки, продюсера, режиссёра начинался из множества ещё детских увлечений – музыкой, игрой на рояле, позже – церковными песнопениями, уличными проповедями. Лоис Уэбер, независимая юная девушка, однажды  решила сбежать из дома. И потом два года жила и трудилась в евангелистской общине, по поручению которой  несла Слово Божье людям, населяющим неблагополучные районы Питтсбурга и Нью-Йорка.

1905 год ознаменовался для Лоис Уэбер артистическим опытом на студии Gaumont. Здесь произошло знакомство с будущим мужем.  Режиссёр Филлипс Смолли стал творческим партнером Лоис. В 1911 году Уэбер решилась снять свой первый самостоятельный фильм. Режиссер-женщина довольно быстро обрела известность, так как в своих работах не боялась касаться острых  социальных и нравственных тем. Но тогда это было большой смелостью и даже неким вызовом обществу.

Лоис Уэбер стала автором от двухсот до четырехсот  кинопроизведений (точное число до сих пор не известно). Из этого наследия уцелело только двадцать, самые известные из которых – «Саспенс» (1913), «Лицемеры» (1915), «Где мои дети?» (1916), «Доктор и женщина» (1918) и «Пятно» (1921). С 1913 года, сотрудничая с первым мужем,  Лоис Уэбер стала едва ли не первым режиссёром, кто активно экспериментировал со звуковым наполнением фильма. Лоис выступила автором первых звуковых фильмов в США. Но с годами  режиссер и продюсер стала терять позиции, зрители уже не принимали с былым восторгом её работы. Потом случился полный провал фильма «Белая горячка» (1934 год). Уэбер стала заниматься только сценарной работой на студии Universal.

В последние годы женщину одолевали болезни и финансовые проблемы. Лоис Уэбер пришла к финалу своей жизни нищей и всеми забытой. Умерла 13 ноября 1939 года в возрасте шестидесяти лет. Церемония  прощания и кремация были организованы ее коллегой, соратницей  Фрэнсис Марион.

В 1960 году на Голливудской Аллее славы была заложена именная звезда Лоис Уэбер. Ряд кинокритиков дал определение режиссеру – «самая значимая  женщина-режиссёр американской киноиндустрии и одна из самых плодотворных режиссеров эпохи немого кино».

К этому портрету Лоис Уэбер можно добавить: она стала путеводной звездой для многих женщин в кинематографе, кто смело брался за режиссуру. 

Известнейшие женщины-режиссеры – Алис Ги-Блаше, пионер кино и одна из первых кинорежиссеров, Аньес Варда – первый французский режиссер Новой волны, Марго Бенасерраф – первая, кто выиграл Каннскую международную премию критиков и была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь». Юлия Солнцева – первая  женщина, выигравшая премию за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале (1961 год). Лина Вертмюллер – первая, номинированная на премию «Оскар» за лучшую режиссуру (1977 год). Барбра Стрейзанд – первая из женщин, кто выиграл  премию «Золотой глобус» за лучшую режиссуру (1983 год), Джейн Кэмпион –  первая, кто выиграл «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале (1993 год). Кэтрин Бигелоу – первая, кого удостоили  премии «Оскар» за лучшую режиссуру (2009 год). Также можно привести имена женщин режиссеров — Дороти Арзнер , Ида Лупино, Лени Рифеншталь , Мэри Харрон, София Коппола, Клэр Дени, Шанталь Акерман, Катрин Брейя, Лукреция Мартель, Линн Рэмси, Селин Шиамма, Клаудия Вайль и Джули Дэш. И это не полный список.

Имён немало, но наиболее близкие и памятные современному зрителю постсоветского пространства –  Лариса Шепитько, Кира Муратова, Динара Асанова, Татьяна Лиознова, Алла Сурикова, Рената Литвинова, Валерия Гай Германика…  В кинематографе Казахстана признание получили женщины-режиссеры — Жанна Исабаева, Ольга Коротко, Шарипа Уразбаева, Марина Кунарова. И, когда женщины-режиссеры создавали свои фильмы, они вовсе не рассчитывали на снисхождение. И продолжают работать в режиссёрском цехе как равные с мужчинами.

Но статус первой женщины, снявшей полнометражный фильм, навсегда останется у Лоис Уэбер.

Еще больше имен, событий и фактов в KinoManiaKZ.